​Как научить ребенка убирать свои игрушки по местам

​Как научить ребенка убирать свои игрушки по местам

Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема прибирания игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (горшок, сон, истерики). Если честно, я не знаю единого уникального работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет прибирать игрушки.
Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История 1

Арсению 2,5 года. Я уложила его спать на дневной сон и навела в комнате идеальный порядок, как мне нравится: все по ящичкам, по коробочкам, машинка к машинке, кубик к кубику, доминошка к доминошке.
Проснулся Арсений и обиженно‑возмущенно сказал: «Мама, ты что? Я доставал, доставал, а ты все убрала.»
И тогда я поняла, что наши картины мира не совпадают, что у Арсения совершенно другое представление о порядке вещей. Разбросанные игрушки – это удобно, так как всегда все на виду и под рукой.

Мораль:

Необходимость уборки для ребенка не является очевидным фактом, целесообразность лишних телодвижений еще нужно суметь донести

История 2

Группа трехлеток. Типичная ситуация: поиграли, похватали все игрушки с полок и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо зачем‑то прибирать. Подзываю всех детей к себе.

– Ребята, вы любите, после того как в садике поиграли, к себе домой возвращаться?

– Да.

– А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы?

– Нет.

– Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться. Игрушкам не нравится, если их кидают где попало и там забывают. Давайте сейчас все вместе вернем игрушки в свои домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль:

До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История 3

Сашке 3 года. С его фантазией, похоже, даже не нужны игрушки. Для веселого досуга достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе из раскатанного по квартире рулона мягкой и двухслойной. «Блииин, – думаю я – опять не успела спрятать последний рулон. Придется до восполнения этого ценного ресурса использовать для гигиенических целей бумажные платочки» А у Сашки началась снежная буря. Мягкая и двухслойная сменила форму, превратившись из лентообразной в мелкие клочки. Этими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше. Сашу устраивают «сугробы». Маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор.» Сашка будет возражать: «Это не мусор. Это снег. Пусть лежит.» Значит, надо убедить ребенка, что снег зачем‑то очень нужно собрать.

– Сашка, Деду Морозу очень нужен твой снег.

– Да? А зачем?

– Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца укрываться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

– Мам, – спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, – а как снег к Деду Морозу попадет?

– Как‑как, – с ходу придумываю я, – олень волшебный рогами подцепит пакет и увезет.

– Он что, к нам домой прискачет?

– Зачем? Мы на балконе пакет оставим. Он допрыгнет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».
Арсений аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

– Мама, ты же обманываешь?

– Нет, я не обманываю.

Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому‑то от этого плохо?

Мораль:

Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История 4

Сашке 4 года. Ставлю перед ним задачу: прибрать игрушки. Сашка начинает ныть, что это долго, что это много, что он не справится, что он устанет, что ему надо помочь. В детской комнате такой бардак, что даже у меня мимолетно родилось ощущение «это прибрать невозможно».

– Хорошо, – говорю, – собери сейчас только машинки в этот короб.
Задача проста и понятна. С этим Сашка легко и быстро справляется.

– А теперь только кубики в этот ящик.

– А теперь всех солдатиков в эту коробку.

– Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль:

Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История 5

Ставлю перед детьми задачу: сейчас Сашка собирает игрушки, после чего Арсений пылесосит.
Пылесос зашумел как‑то подозрительно быстро… Захожу в комнату и вижу: все разбросанные игрушки перекочевали с пола на другие горизонтальные поверхности. Теперь игрушками завалены стол, диван, подоконник. Сашка с чувством исполненного долга возлежит на диване среди пистолетов, мечей и динозавров. Логично, что это не мешает Арсению пылесосить.

Мораль:

При постановке задачи важно, чтобы было единое понимание, каким должен быть результат.

История 6

– Мам, я все прибрал.

– А точно все? Давай проверим.
Вот кубик остался за шторой – это один. Вот динозавр под столом – это два. А вот карандаш торчит из‑под дивана – это три.

Комментирую и считаю вслух. Для наглядности все «ошибки» складываю в одну кучку. Вчера было пять «ошибок». Сашка делает успехи.

– Молодец. Давай завтра вообще без ошибок.Ты сам сначала все проверишь, а потом меня позовешь.

Мораль:

Контроль качества необходим даже в этом простом деле. Так воспитывается ответственность за результат.