​Что делать с заиканием у детей

​Что делать с заиканием у детей

Особое место среди речевых расстройств занимает заикание, которое проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказаться. Порой не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь, и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую фразу. Что мешает заикающимся говорить «нормально»? Можно ли им помочь?

При заикании нарушается ритм и плавность речи, согласованность в работе речевых мышц, голоса и дыхания. При этом, по сути, возникают судороги в органах, участвующих в акте речи: губах, языке или гортани. Различают клонические судороги (мучительное повторение отдельных звуков или слогов, чаще – в начале слова) и тонические (напряжение, невозможность длительно преодолеть «сбой» в собственной речи). Нередко встречается и смешанный вид – тоно-клоническое заикание.

Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте двух–четырех лет. Это период наиболее активного развития речи и значительной хрупкости молодой недостаточно сформированной речевой функции. Именно поэтому «поломка» происходит в эти годы. Мальчики в речевом отношении оказываются слабее девочек: у них заикание возникает в три-четыре раза чаще. Объясняется это меньшей эмоциональной устойчивостью мужчин.

Трехлетний Миша отличается большей ранимостью, чем его ровесницы «слабого» пола. Заикание у него возникло после того, как его испугал сосед. В новогодние праздники незадачливый визитер, будучи «под парами», шумно поздравлял всех, облачившись в яркий халат и клоунскую маску. Она, судя по всему, и произвела особенно сильное впечатление на Мишу, так как впоследствии мальчик много раз со страхом повторял: «Клоун… клоун». С этого момента Миша стал говорить захлебываясь, с выраженными запинками в начале слова. Своего речевого изъяна малыш не стесняется, говорит много, торопливо, охотно общается с ребятами, как это и бывает у детей раннего возраста.

При знакомстве с Мишей мое внимание привлекли общая взбудораженность, нервность ребенка, его двигательное беспокойство и неусидчивость. Выяснилось, что мальчик долго не может заснуть вечером, вздрагивает и говорит во сне, плохо ест, отличается пугливостью, плаксивостью и впечатлительностью. У Миши повышен мышечный тонус, не сформированы навыки опрятности, он недостаточно самостоятелен, хотя сомнений в полноценном умственном развитии ребенка не возникает. В беседе с мамой выяснилось, что перечисленные особенности свойственны мальчику с шести-восьмимесячного возраста и, по всей вероятности, вызваны патологическими родами (кесарево сечение).

Каковы причины заикания

Большинство родителей считают, что их дети заикаются исключительно из-за возникшего страха, «стресса». В доказательство этого приводятся факты: испугался собаки, пожара, пьяного соседа, грозы, операции и т.п. Да, действительно, иногда у ранимых, нервных детей заикание развивается из-за внезапных сильных психоэмоциональных потрясений. Это случаи, которые вполне обоснованно следует называть логоневрозом, иначе говоря, невротическим заиканием. В реальности оно отмечается не так уж часто, примерно у 15% от общего числа заикающихся пациентов.

При невротическом заикании никакой «поломки» нервной системы или необратимой гибели клеток нет. Заикание такого вида возникает, как правило, внезапно, под воздействием внешних психотравмирующих факторов. Дети с невротическим заиканием отличаются неуверенностью, тревожностью, у них нередки различные страхи, потливость, сердцебиение, плохая переносимость транспорта, духоты. Логоневроз, как правило, неплохо лечится и со временем речь ребенка полностью восстанавливается.

Итак, невротическое заикание возникает вследствие внешних, легко узнаваемых причин, иногда, как утверждают родители, в результате испуга. Однако страхи, волнения, неожиданные «стрессы» встречаются практически у всех детей, а заикаются лишь немногие.

Как объяснить эти факты

Заикание, как и многие иные патологические состояния, появляется при определенных особенностях нервной системы, наличии предрасположенности к недугу. У детей раннего возраста зачастую такой «почвой» является органическое поражение нервной системы. Имеется в виду нервно-психическая ослабленность ребят вследствие родовой травмы, патологически протекающих беременности и родов, частых болезней первых лет жизни. Органические нарушения внешне незаметны, к тому же умственное развитие детей никак не страдает. Лишь при обследовании у этих ребят находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность. Заикание отличается упорным характером (периоды улучшения речи сменяются ухудшением), не всегда зависит от внешних факторов: волнения, психических нагрузок, окружения ребенка.

Нередко заикание возникает у ребят с так называемыми тормозимыми чертами характера. Это робкие, неуверенные в себе, застенчивые, тревожные, склонные к углубленному самоанализу личности. Они отличаются, как правило, легко возникающими реакциями паники, недовольства собой, сверхответственностью, старательностью, колебаниями настроения, а также утомляемостью и невыносливостью к нагрузкам.

В ряде случаев основой заикания является психический инфантилизм или, попросту говоря, незрелость психических процессов. Ребята отличаются беззаботностью, необязательностью, легкомыслием, «детскостью» суждений и реакций. Наивность, простодушие, непосредственность иногда сочетаются с желанием развлечений, удовольствий, неспособностью к усилию, склонностью к бесплодным грезам и фантазиям. Личностная незрелость ребят существенно затрудняет их лечение, так как перечисленные особенности отнюдь не способствуют активному, планомерному преодолению речевого изъяна.

Следует также иметь в виду, что у некоторых детей заикание появляется по подражанию: они говорят сбивчиво потому, что постоянно слышат речь взрослых с подобным изъяном – их родители и близкие заикаются или страдали этим недугом в прошлом.

Некоторые дети с заиканием «помогают» себе сопутствующими движениями: при запинках в речи они топают ногой, поворачивают голову, хлопают в ладоши, жестикулируют, зажмуриваются. Эти вспомогательные действия вскоре становятся привычными и в действительности никак не облегчают течение заикания. Сопутствующие движения непостоянны, на смену одним приходят другие.

В отношении заикания особенно актуален часто повторяемый постулат: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить». Как известно, речь ребенка развивается по механизму подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если будет слышать плавную и отчетливую речь окружающих. Нежелательно допускать ускоренную, торопливую, с захлебывающимися интонациями речь детей. Такая речь – свидетельство повышенной возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и надо всячески стараться уменьшить эти явления. В арсенале врача много успокаивающих средств, применяя которые, можно получить ощутимый эффект.

Для малышей вредны как чрезмерная речевая нагрузка, так и отсутствие тренировки речи. До четырехлетнего возраста не рекомендуется заставлять ребенка выговаривать трудные по звучанию и малопонятные для него слова, надо, чтобы речевой аппарат малыша и нервная система в целом достаточно окрепли. Если родители мало говорят с ребенком, не разучивают стихотворения, не читают ему – это тоже плохо. В таких случаях речевое развитие малышей происходит замедленно. Как любые крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания одинаково вредны.